Особенности рынка аренды авто в России

Услуги по аренде автомобилей для частного использования в России начали формироваться в отдельную сферу деятельности не так давно, как в мире — с 2000-х годов. Это было связано с общим низким уровнем развития услуг и недоступностью личных транспортных средств. Но за короткий срок сфера достигла хороших результатов. На сегодняшний день большая часть компаний-прокатчиков расположена в крупных мегаполисах: Санкт-Петербург, Москва, Казань, а также в курортных зонах Черного моря — на южной берегу Крыма и побережье Кавказа.

Развитие автомобильного проката

Возможность арендовать авто без водителя в Америке появилась еще в 40-х годах. Примерно в это же время нечто подобное стало формироваться и в странах Европы. В СССР схожее направление не получило должного развития, поэтому единственной альтернативой личному автомобилю долгое время оставались такси. Первые серьезные попытки развить сферу услуг были предприняты в 1990-х годах после развала союза. Тогда начали появляться мелкие компании, предоставляющие в аренду авто. Также вышли на российский рынок иностранные бренды Avis, Hertz и др. Но через несколько лет наступил финансовый кризис, возможности граждан по аренде авто значительно упали. Долгое время услуги проката носили лишь частный характер и были востребованы только среди обеспеченных клиентов. На это было ряд причин:

  • низкий уровень дохода простых граждан;
  • малый автопарк;
  • сложности с привлечением клиентов.

С ростом уровня жизни подобная проблема исчезла, услуги по аренде автомобилей активно набирают популярность. В крупных городах уже давно есть специализированные сервисы, которые позволяют с помощью смартфона арендовать найденное авто и без проблем доехать до нужной точки.

Клиенты компаний по аренде авто

Несмотря на доступность услуги в наши дни, она во многих аспектах по-прежнему остается узкоспециализированной. Ею пользуются далеко не все граждане, однако поток клиентов при этом уверенно растет и обеспечивает специализированные компании необходимыми средствами для развития.

Чаще всего услугами пользуются:

  • клиенты корпоративного сегмента. Это различные бизнесмены и их помощники, деловые партнеры и пр. Аренда авто нужна для решения различных коммерческих и бизнес-задач (пассажирские перевозки, встреча в аэропорту, доставка делегации на важное мероприятие). Возможны варианты лизинга, если авто требуется на постоянной основе;
  • обычные граждане. Задачи, которые решают они при прокате машины, довольно разнообразны. Чаще всего возникает необходимость арендовать автомобиль в ситуациях, когда личный транспорт сломался, попал в ДТП или находится на ремонте. В этом случае услуга позволяет восстановить мобильность на нужное время. Также нередко машину берут для поездок на природу или организации праздников;
  • туристы. Это могут быть как иностранные граждане, так и жители других городов. В данном случае аренда авто позволяет иметь собственное транспортное средство для быстрого перемещения по городу и активного отдыха.

Варианты аренды авто

Развитие услуг привело не только к распространению сферы и расширению автомобильного парка, но и появлению различных вариаций. Так, можно выбрать машину на разные промежутки времени:

  • поминутная (каршеринг). Клиент с помощью специального мобильного приложения разблокирует припаркованный автомобиль и садится за руль. Тарификация осуществляется по минутам. Это вариант для коротких поездок в пределах города (в течение нескольких часов);
  • краткосрочная. Ориентирована на 1–3 дня. Оптимальный вариант для отдыха или организации праздника;
  • долгосрочная. Сроки от недели и более. Такой услугой пользуются люди, которым машина нужна на длительный период ввиду недоступности собственной (из-за поломки или по иным причинам). Примечательно то, что при долгосрочной аренде дается скидка. Поэтому чем больше срок, тем дешевле обойдется каждый день.

Клиент может выбрать разные модели авто:

  • эконом;
  • стандарт;
  • бизнес-класс;
  • габаритные для большой группы.