Расцвет и гибель автопроката в СССР

В истории с появлением первого автопроката в СССР существует несколько версий. Одна из них тесно связана с Н. Хрущевым. Считается, что первый пункт был открыт по его личной инициативе в 1956 году, после знакомства с аналогичной системой в США. Но есть данные, что первые сети появились за несколько лет до этого.

Как появились первые сети

Кто бы ни стоял во главе развития советского автопроката, основной целью стало желание обойтись меньшим числом единиц личного транспорта. Из-за ограниченных возможностей отечественного автопрома в тот период, решение было правильным и разумным. Срок аренды варьировал от пары часов до нескольких месяцев, при этом он был доступным. Есть свидетельства, что группы людей брали машину в аренду и отправлялись в Крым, к морю.

Прокат действовал в рамках «Устава автомобильного транспорта РСФС», в котором прописывались обязательства и положения. Документация успешно существовала и после окончания эпохи проката. Она утратила актуальность только десять лет назад.

Первый пункт, открытый в Москве, имел в активе 80 единиц. Автопарк состоял из советских марок «Победа», «Москвич» и «ГАЗ-69».

Была ли популярна услуга?

Есть версия, что прокат автомобилей в СССР не был популярен, но это заблуждение. К 1962 году сеть распространилась на 40 городов СССР, а благодаря доступности услуга пользовалась популярностью среди простых людей. Если цена первое время и была чуть завышенной, то с момента снижения стоимости проезда в такси стала так же заметно ниже. Это вызвало очередной всплеск и востребованность сервиса аренды. Отправиться в лес, подобраться ближе к горам или выехать за пределы города можно было в любой момент, получив разрешение в Клубе туристов и оплатив небольшую сумму.

Многие люди вспоминают, что взять машину и отправиться с семьей на отдых было достаточно легко. В автопарк не всегда попадали новые автомобили, чаще — после работы в такси. При этом были в довольно хорошем техническом состоянии, с аккуратной внутренней отделкой.

Есть версия, что аренда стала востребованной из-за того, что некоторые нечестные граждане снимали с них запчасти для своих автомобилей. На практике такие манипуляции были невозможны. Для арендаторов действовали жесткие ограничения, существовали системы штрафов за испорченные детали. В случае утраты транспортного средства с нарушителя имели право взыскать полную стоимость транспортного средства.

Период спада

К сожалению, хорошее начинание не просуществовало долго. Первое время взять авто было легко, но в дальнейшем процесс выдачи осложнился. Вставать приходилось чуть свет, занимать очередь, да и сами машины значительно износились. Мало какая единица автопарка могла похвастаться тем, что она не попадала в аварию или была полностью исправной. Руководителям сетей приходилось самостоятельно ремонтировать покореженные автомобили, что сказалось на рентабельности организаций. Сети закрывались, и постепенно автопрокат в СССР сошел на нет.